Версия для слабовидящих

В Каргаске в очередной раз побывал гость из Латвии Карл Берзиньш

12 июля 2013

В Каргаске в очередной раз побывал гость из Латвии Карл Берзиньш

"На этот раз в Сибири мы проездом", - заразительно смеясь, объяснил цель своего визита Карл Берзиньш и добавил: "Ездили в Казахстан, в Караганду. Там в лагере Спасский, куда в годы репрессий ссылали людей 36 национальностей, был открыт памятник латышам. Побывали в Спасском, чтобы поклониться погибшим землякам, почтить память о них... И подумали, если уж мы доехали до Караганды, нужно и в Каргасок заехать, так сказать - проездом..."

Сигулда - Караганда - Каргасок
Делегация латышей, возглавил которую Карл Карлович, путешествовала на "фольксвагене". Пока ехали из Латвии в Казахстан, а потом из Казахстана до Каргаска, на спидометре "намотали" около 6,5 тысяч километров. "Вот как в жизни бывает... Один раз, во времена геноцида коммунистов против своих народов, меня привезли в Сибирь не по моей воле. Прошли десятилетия... И вот уже в третий раз в места прежней ссылки я приезжаю по своей собственной инициативе. В этих краях мне нравится. Люди живут здесь отзывчивые и гостеприимные очень", - говорит Берзиньш. Он часто вспоминает о том, как впервые родилась идея спустя более полувека после побега из ссылки (от авт.: Берзиньш так и не дождался официальной реабилитации, он бежал из Каргасокского района гораздо раньше), снова поехать в Сибирь. "В день, когда в Латвии скорбят по погибшим в годы репрессий, мы с другими жителями Сигулды, которые тоже в прошлом были в ссылке, подумали, что было бы интересно опять побывать в ваших местах. Посмотреть, как живут люди. Узнать, живы ли наши знакомые... Я начал поиски через интернет, - рассказывает Карл Карлович. - Выяснилось, что нашей Пантелеевки уже нет и в помине, в Казальцево осталось всего несколько дворов. Поэтому я решил написать письмо председателю Киндальского сельсовета. Прошел где-то месяц, получить ответа я уже и не надеялся. И как-то утром в моем доме раздался телефонный звонок. На том конце провода сказали: "Здравствуйте, я из Киндала..." Это был мой дорогой Николай Александрович Сысолин. Он тогда работал в должности главы поселения... Так и возобновилась моя связь с Сибирью..."
Потом, уже по приезде в Каргасокский район, Берзиньш познакомился со многими другими жителями нашего района. К каждому из них он относится с огромным уважением, всегда рад встрече, всем через газету передает пламенный привет... Более тесные отношения сложились с семьей Зарубиных - Валентиной Михайловной и Андреем Степановичем. У них латыши и остановились в этот свой приезд, как, впрочем, и во все предыдущие...

Культурологический
шок

Вместе с Карлом Карловичем и его племянником Айнарсом в Каргасок приезжала обаятельная девушка, имя у нее латышкое, сложное, поэтому ее называли по-русски - Лариса. Она возглавляет работу Сигулдского городского Дома культуры. Естественно, ей было очень интересно побывать в наших учреждениях культуры, встретиться с интересными самобытными людьми.
Валентина Зарубина организовала встречу латышей с Надеждой Вяловой. Надежда Брониславовна на территории района и далеко за его пределами известна, как собирательница традиций малочисленных народов Севера. Ее вырезки - шедевральны, рассказы и сказки - завораживают. Впечатлений от встречи с этой женщиной было столько, что у гостей не хватало ни русских, ни латышских слов. Они были просто очарованы. "Как замечательно она играла на губной гармошке, - восхищалась Лариса. - Варган она называется. Я хотела ее купить, но Надежда Брониславовна не продала. Говорит, что можно зубы повредить, если играть не умеешь..."
Зашли гости в районный Центр творчества и досуга. Встретились с начальником отдела по культуре и туризму администрации района Натальей Ермаковой и директором этого учреждения культуры Жанной Обендерфер. От того, какое большое "культурное хозяйство" у Натальи Ермаковой, латыши были в шоке. Искренне позавидовали Жанне Германовне: зрительный зал и все другие помещения Центра творчества и досуга им очень понравились. Особый восторг вызвала наша самая большая в районе сцена. Гости назвали ее удобной, функциональной и похожей на городские сценические подмостки. Да и в целом Каргасок очень впечатлил всех тех участников делегации, которые были у нас впервые. "Когда ехали к вам, я думала: ну что такое Каргасок?! - рассуждает Лариса. - Это же село. Никаких особых потрясений нас не ждет. Но очень ошиблась. Живете вы хорошо. Видно, что у каргасокцев очень много возможностей. Таланты здесь не остаются незамеченными. И это очень важно... Мне рассказали, что в ваших краях по-прежнему очень много латышей. С удовольствием бы приехали к вам с гастролями, да и вашу Надежду Вялову с удовольствием бы показали жителям Сигулды. Но это, наверное, очень дорого будет стоить... Живем ведь далековато друг от друга".
Важная миссия
Центральным событием этого визита стала встреча с главой района Андреем Ащеуловым. Перед тем, как войти в здание администрации, латыши возложили цветы к памятному камню, установленному недавно. Почтили память о погибших в годы репрессий минутой молчания. А затем пошли на важную встречу. У Карла Берзиньша была официальная миссия, он выполнял поручение главы своего города.
Андрею Ащеулову вручили самое дорогое, что есть у латышей, - черный хлеб (его везли специально), на память подарили настенные часы с брендовым знаком латвийской Швейцарии (так называют Сигулду)... А затем Карл Берзиньш зачитал официальное приглашение от мэра города, адресованное Андрею Ащеулову. "Уже есть договоренность, если это предложение вы примите, я буду сопровождать вас от трапа самолета и до трапа самолета. Буду вашим гидом по Латвии, - уточнил Карл Карлович. - Думаю, что пора уже начинать дружить городами. У нас с вами очень много общего. И может быть, ваш визит в дальнейшем будет способствовать развитию туризма. У нас ведь еще очень много бывших ссыльных, около трехсот человек. И многие из них наверняка хотели бы еще раз побывать в Сибири, в Каргасокском районе..." Над предложением мэра Сигулды Андрей Ащеулов пообещал серьезно подумать.
На встрече говорили о многом, о том, что Латвия раза в два меньше, чем Каргасокский район, а проживают там 2 миллиона человек против наших 21 тысячи. Что внутрирайонная транспортная труднодоступность - это проблема из проблем. Карл Берзиньш, как местный житель в далеком прошлом, очень сильно радел за Киндал. Он говорил, что в наших условиях строительство наземной дороги - это затратно и недолговечно, любой, даже самый прочный, асфальт наше болото может размыть, а вот до канатной дороги ему не дотянуться. "И это был бы хороший вариант, не очень дорогостоящий", - поднимая указательный палец вверх, аргументировал гость из Латвии.
Когда пришло время прощаться, и гости, и хозяева сказали в адрес друг друга много теплых слов и выразили надежду на то, что еще обязательно встретятся. "Если Сибирь не отпускает, то нужно еще теснее скреплять с ней отношения", - такой вот жизненной философии придерживается бывший спецпереселенец Карл Берзиньш и все другие латыши, близкие ему по духу. 

Оксана Жукова


Просмотров: 270